Обычно о том, что привезти из Крыма в качестве сувениров, туристы начинают задумываться после первого выхода за пределы своего санатория или базы отдыха. Выбирать на самом деле есть из чего, но найти настоящий крымский колорит не так уж и просто.
Севастополь: патриотичные сувениры
По части сувениров Севастополь - одно из самых продвинутых мест Крыма. Это касается веселой и недорогой керамической чепухи. Масса вещиц изготавливается из раковин, рыбешек и крабов. В местах воинской славы много военно-большевистской атрибутики. Приятное впечатление производят ряды художников у здания Театра Черноморского флота на Приморском бульваре. Живопись, керамика, массивные изделия из благородного дерева часто имеют музейный уровень. Во многих вещах явственно чувствуется, что их создатели в свое время бороздили просторы дальних морей.
В последний год в Севастополе появилось и много патриотических сувениров. В сотнях лотков на набережной Нахимова продаются флаги России и ее ВМФ, майки с портретом Путина и Шойгу, тельняшки с надписью "Русские своих не бросают", бескозырки, магнитики "Вежливые люди", "Севастополь - Русский город" и проч. Популярностью пользуются и огромные фотографии в рамках с парада в Севастополе 9 мая 2014 года - первого после воссоединения Крыма с Россией.
Китайский квартал
В сувенирных рядах, которые легко отыскать в каждом курортном поселке, гостям предлагают стандартный набор отдыхающего в диапазоне от пляжных полотенец с картой Крыма, футболок и кепок "Я люблю Крым" до эфирных масел, чаев, магнитиков и прочей бижутерии. Стоит это удовольствие, как правило, недорого, доступно для среднестатистического туриста. Традиционно в нижнем ценовом пределе находятся магнитики (от 30 до 70 рублей.) Дороже всего, пожалуй, изделия из натурального меха, которых в теплом Крыму, как ни странно, довольно много. Хорошо выделанная овчина, которую так любят класть на сиденье некоторые водители, потянет на 3200 целковых. Однако процентов на 80 все, что продается в сувенирных рядах, сделано в Китае.
Настоящие же крымские сувениры редко встретишь на набережных и в прочих людных местах. Иногда их продают художественные салоны, лоточники на ремесленных ярмарках, кочующих с фестиваля на фестиваль, но чаще всего - сами мастера у себя на дому.
- Мы не можем конкурировать с продукцией китайского ширпотреба, - говорит член Ремесленной палаты Крыма, мастер по коже Светлана Сергеева. - На любой приморской набережной торговое место должно быстро окупаться и приносить прибыль. Надо платить аренду. А у нас штучный товар ручной работы, который и стоит дороже, и так быстро не продается. Потому наших мастеров в сувенирных рядах редко встретишь.
Таких мастеров-кожевенников, как Светлана, на весь Крым - 5-6 человек. Все делается вручную, на станках, которые чаще всего тоже сделаны самими ремесленниками или по их заказу. Двух одинаковых вещей здесь не бывает, но и цены кусаются. Скажем, кожаное мужское портмоне ручной работы стоит 300 рублей. Дамская сумочка в авторском исполнении - 5000. Среди членов палаты есть кузнецы, резчики по дереву и кости, вышивальщицы, мастера по стеклу и другим материалам.
- Мало ткачей, - говорит Светлана. - Это мастерство у нас сегодня подзабыто. Но можно отыскать умельцев, работающих в технике гобелена.
С Кристиной, как и с ее коллегой по цеху Светланой, мы познакомились на ремесленной ярмарке. Девушка уже несколько лет варит авторское мыло вместе со своей мамой. Средняя цена ароматного брусочка ручной работы - 130 рублей за 100 граммов. Нарезают его тут же на прилавке.
- Попробуйте "Золото майя", оно на ореховых маслах, - предлагает она. - Или вот черное мыло, оно с черным тмином. А вот это медовое - на козьем молоке с прополисом.
Мыло ручной работы всегда делается небольшими партиями и "зреет" несколько месяцев. В нем только натуральные компоненты, соединенные "холодным" способом. Основу нагревают на паровой бане до температуры не выше 60-65 градусов, постепенно добавляя в нее различные ингредиенты. Благодаря этому мыло получается гипоаллергенным и предохраняет кожу от вредного воздействия.
Игрушки для президента
Зарема Молла делает авторские куклы в крымско-татарском национальном стиле. "Игрой" в куклы она увлеклась в 15 лет. Сегодня авторские работы Заремы есть в коллекциях президентов Казахстана и Украины, хранятся в Крымском этнографическом музее и экспонируются на выставках. Зарема уже не просто создает и одевает своих кукол, но стала экспертом по крымско-татарскому национальному костюму.
- Женский национальный костюм нашего народа заметно отличается по географии и передает особенности жизненного уклада крымских татар, - говорит она. - На Южном берегу Крыма это длинные платья, в которых нужно ходить плавно, женственно и грациозно. В степном Крыму - женщина-амазонка, она должна наравне с мужчиной держаться в седле, потому там в женском костюме обязательно штаны и укороченный верх.
Каждая кукла в исполнении Заремы индивидуальна и неповторима. В костюме она стремится к точности не только в одежде, но и в ювелирных украшениях, которые тоже делает сама. Наиболее сложные работы имеют проволочный каркас и могут шевелить руками и ногами. Лица выполнены в керамике и передают индивидуальные черты реальных людей.
- Эта кукла похожа на мою двоюродную сестру, и я ее не стала продавать, оставила себе, - говорит девушка.
Авторские работы Заремы Молла часто заказывают национальные свадьбы. Такие куклы в праздничном облачении всегда парные и потом хранятся в семье всю жизнь. Для особенных, торжественных случаев художница стремится передать не только точность в традициях, но даже цвет глаз жениха и невесты. Стоит такая свадебная пара от 1 тыс. до 3 тыс. рублей.
Судакский соловей
Рустем Джемилов из Судака делает крымско-татарские национальные свистульки, хотя скорее их можно было бы назвать дудочками. Делаются они в муфельной печи на дому и бывают разных размеров, от самых маленьких для детей до вполне солидных изделий. Наиболее дорогие расписываются национальным орнаментом, что придает им особенный колорит. В этом музыкальном инструменте, в отличие от обычной свистульки, 4 отверстия и выводить она может мелодию из 7 нот.
- Я их специально настраиваю, чтобы передавали всю музыкальную гамму, - говорит Рустем. - Мы назвали наши свистульки "Айгуш", что означает лунная птица. Луна - это символ просвещения и преображения. А птица символизирует душу.
Пока за пределами Судака изделия Рустема можно купить лишь на национальных праздниках, таких как Хыдырлез. Единственное место в Крыму, где мастер торгует своими дудочками-свистульками постоянно, - у входа в Генуэзскую крепость в его родном Судаке. Цена такой свистульки в зависимости от размера и сложности росписи - от 100 до 1000 рублей.
Оставьте свой коммент!